Затянувшаяся пандемия коронавируса в 2023 году всё ещё представляет собой постоянную серьёзную угрозу здравоохранению и мировой экономике. Инфекции SARS-CoV-2 клинически проявляются в очень широком спектре, начиная от бессимптомного протекания и заканчивая различными патологиями, связанными с глубоким повреждением тканей, органной недостаточностью.
Повсеместное вакцинирование помогло, однако по-прежнему страдают люди с ослабленным иммунитетом и не привитые, ведь вирус быстро распространяется, а также имеют место повторные заражения. К тому же, мы не знаем:
Ведь за текущую пандемию коронавируса в наших организмах накопился опасный излишек стареющих клеток (ВИС), что делает нас уязвимыми перед лицом новой угрозы…
Были предприняты обширные усилия для уменьшения распространения вируса, и в первую очередь это – глобальное вакцинирование. Вакцины разрабатывались так, чтобы вызывать иммунный ответ против шиповидного белка SARS-CoV-2. Однако инфекции всё равно удаётся пробиваться в организмы вакцинированных лиц – как оказалось, прививки не могут предотвратить заражение, зато защищают от тяжелого течения COVID-19.
Иммунные реакции делятся на врождённые и адаптивные. Так называемый врождённый иммунитет – это мгновенная реакция организма на появление любого чужеродного элемента, вируса. А адаптивный – это более сложная, специфическая реакция на конкретный вирус, именно его и вырабатывают вакцинами.
На данные о бессимптомных инфекциях среди вакцинированных вообще нельзя полагаться – эти показатели, безусловно, будут занижены по всему миру. Антиковидные требования на сегодняшний день уже нельзя назвать жёсткими. По мере того, как процент вакцинированного населения растёт, снижается средняя вирусная нагрузка у инфицированных, и ослабевает бдительность, но это может привести к дальнейшим вспышкам заболеваемости.
Хотя вакцины и предыдущие инфекции в значительной степени оберегают от тяжёлого ковида, особенно на фазе пандемии с преобладанием наименее болезнетворных штаммов (каким год назад был Omicron), всё ещё существует значительная неудовлетворенная медицинская потребность в терапевтических средствах.
Существует стратегия смягчения воспаления у пациентов с помощью стероидов, таких как дексаметазон, который значительно снижает уровень смертности. Лечат и другими противовоспалительными средствами, клинические результаты которых неоднозначны.
Стратегии, сочетающие применение физетина и его аналогов с противовирусными препаратами, кажутся привлекательными, поскольку различные по механизму воздействия на одну и ту же болезнь могут дополнять друг друга. Происходит это следующим образом:
Противовирусное | Блокирует репликацию вируса внутри клеток |
Физетин, цена до 2500 р. | Вычищает из организма «заразные» стареющие клетки |
В данный момент учёные из Миннесоты, Берлина и Линца занимаются тестированием и проверками этой стратегии лечения. Сейчас они ставят перед собой задачу – определить ключевую роль клеточного старения как патогенного фактора и потенциальной терапевтической мишени при других патологиях, не связанных с SARS-CoV-2:
Было показано, что большое разнообразие вирусов вызывает старение как в пробирке, так и вживую, тогда как фенотип ВИС не наблюдался при заражении легким вирусом сезонного гриппа A (H1N1) у сирийских хомяков, что означает, что не все вирусы могут быть восприимчивы к аналогам физетина, сенолитикам. Хотя доклинические и первые клинические данные обнадеживают, необходимы дополнительные клинические исследования для оптимизации режимов и схем дозирования. Важно понять, на каком этапе заболевания полезно начинать сенолитическое лечение.
Повреждённые старением клетки слизистой оболочки вычищаются, хотя бы частично, в респираторном эпителии дыхательных путей клетками иммунитета. Как первичной иммунной защитой (фагоцитами, этими естественными убийцами клеток-патогенов), так и адаптивной, спустя время.
Но если очистительная функция нарушена или клетки оказались стойкими, то они продолжают вредить внутренним органам, порой это доходит даже до появления раковых опухолей. До сих пор не была доказана прямая связь между старением и ковидом, ковидом и раком. Однако, учитывая, что хронические воспалительные сигналы (SASP) сбивают иммунные функции, нужно выяснить, в какой степени невычищенные клетки могут способствовать постковидному синдрому с симптомами в виде:
Если у пациентов с длительным течением COVID хронически увеличивается количество сенесцентных клеток, то аналоги физетина могут помочь уменьшить связанные клинические симптомы. Вычистка клеток может дополнительно уменьшить симптоматику у пациентов, у которых вирус воспроизводится в течение нескольких месяцев после заражения. Появляется всё больше доказательств того, что вирусные инфекции являются триггерами аутоиммунных заболеваний. Например, установлена связь следующих явлений:
Инфекция | Заболевание |
Энтеровирусные инфекции | Сахарный диабет 1 типа |
Вирус Эпштейна-Барра | Рассеянный склероз |
SARS-CoV-2 | Старение иммунитета, аутовоспалительные заболевания и аутоиммунитет после COVID-19 |
Это, очевидно, означает, что ВИС действует как основной усилитель хронического и деструктивного аутовоспаления. ВИС – это вирусно-индуцированный стресс, своеобразный шлейф болезнетворных эффектов, который оставляет за собой коронавирус после попадания в организм и даже после вылечивания, подробнее об этом мы писали в статье «Учёные ищут аналог физетина для лечения лёгких».
Учитывая новые знания о патогенезе COVID-19 и потенциал новых возможностей лечения, еще предстоит решить центральный вопрос: какие факторы, помимо возраста, определяют силу ненормальной реакции иммунитета у людей, впервые инфицированных SARS-CoV-2? Можем ли мы как-то ещё, помимо применения физетина, активировать внутренние механизмы тщательного вычищения ВИС-клеток на начальной фазе инфекции?
Располагая углублёнными индивидуальными данными о пациентах, врачи могли бы в начале заболевания вводить сенолитики тем, кто в них нуждается. А зная заранее, кто подвержен риску тяжелого течения COVID-19, можно было бы назначать профилактический, в том числе курсовой приём физетина – цену этого препарата можно узнать в наших официальных магазинах. Это – реальный шанс снизить показатели заболеваемости во всём мире.