Похоже, что вскоре физетин будут назначать не только для профилактики ковида, но и бактериальных заболеваний. В свете «эксперимента на выживание», о котором пойдёт сегодня речь, учёные размышляют о нашем будущем и фармакологии: как изменится лечение COVID благодаря всем сделанным открытиям.
Старение клеток уже не одно десятилетие находится в центре внимания исследователей. Но особенно – в последние годы, когда от симптомов COVID-19 так сильно страдают пожилые люди. Периодическое лечение физетином в таблетках может улучшить выработку антител и реакцию на вакцины против коронавируса, даже у пациентов с сопутствующими патологиями:
Рисунок 1. Благодаря аналогам физетина, сенолитикам, организм вырабатывает в достаточном количестве антитела – как в молодые годы.
Изучая роль старения, учёные из Миннесоты начали с того, что решили изучить реакцию здоровых мышей разных возрастов на заражение обычными микробами. Это называется «нормальный микробный опыт» (НМО). После недельного контакта с микробами своих сородичей из зоомагазина 89% молодых лабораторных мышей выживали, а вот старые (возрастом 20 месяцев и старше) – погибали почти все, в течение двух недель.
Если до воздействия НМО мыши заражались MHV (вирус того же семейства, что и SARS-CoV), то у них наблюдался сниженный ответ антител по сравнению с молодыми. Однако иммунизация MHV выступила аналогом профилактики ковида и сохранила жизни животным после НМО, хотя они были инфицированы ещё множеством других вирусов. Стало быть, основным фактором смертности здесь выступил мышиный вирус MHV-А59.
Выяснив, что дело в старении, учёные применили лечение сенолитиками, и в первую очередь физетином. И вот, что это дало.
Лечение физетином | Показатели | Воздействие микробов |
↓ | Вирусная нагрузка (уровень мРНК) | ↑ |
↑ | Уровень антител против коронавируса | ↓ |
↓ | Уровень циркулирующих воспалительных факторов | ↑ |
↑ | Продолжительность жизни | ↓ |
↑ | Качество реакции антител на вирус | ↓ |
После физетина маркеров старения в анализах стало меньше, а выживаемость подопытных возросла. А также у них начали вырабатываться антитела к бактериальным инфекциям.
Также протестировали другой хорошо зарекомендовавший себя сенолитический коктейль, дазатиниб плюс кверцетин (D+Q), и напрямую сравнили его с применением физетина в рамках того же эксперимента. D+Q или физетин давали мышам на 3-й или 4-й день, а затем на 11-й или 12-й день после начала НМО. В результате, тогда как 100% старых мышей умерли от инфекции, ~50% их ровесников, получавших тот или иной вариант сенолитика, выжили. Что говорит о том, что селективное сочетание Dasatinib+Quercetin равно по эффективности физетину, природному соединению.
Наконец, чтобы определить, может ли предварительное лечение физетином предотвратить летальный исход, старых лабораторных животных после заражения лечили одним курсом высоких доз физетина: 20 мг/кг/день в течение 2 дней подряд, начав за 3 дня до воздействия НМО. После инфекции назначали низкие дозы. Такой подход снизил смертность на 40%. Кроме того, антитела к MHV были обнаружены у мышей, получавших физетин, на 16 и 21 день – время, к которому все участники другой группы уже умерли.
Чтобы оценить, будет ли эффективен против коронавируса более короткий режим сенолитической терапии, животным давали две дозы физетина всего один раз или дважды, через 3 дня после контакта с микробами. Эти короткие курсы лечения, в отсутствие постоянного воздействия физетина через пищу, были достаточны для значительного уменьшения смертности в результате снижения вирусной нагрузки. Поскольку период полувыведения физетина составляет менее 5 часов, эти данные подтверждают, что сенолитик может действовать разово, снижая общую нагрузку SnC, и не обязательно должен постоянно присутствовать в организме, чтобы приносить пользу.
Во всех показателях заметны значительные различия между молодыми и старыми мышами. В итоге после НМО именно у старых в организме развивались инфекции, а аналог ковида даже лишал их жизни. Трансплантация SnC молодым мышам вызывает состояние, подобное ускоренному старению, тогда как избирательное уничтожение SnC улучшает физические функции и замедляет смертность ото всех причин даже у старых.
Это означает, что:
Хотя наличие вакцин является многообещающим, не следует упускать из виду потенциальную потребность в лечении сенолитиками и противовирусными препаратами среди уязвимых групп населения.
Теперь, в ходе пандемии COVID-19, а также в случае будущих пандемий, мы можем рассчитывать не только на рапалоги, глюкокортикоиды и метформин. Да, эти препараты подавляют воспаление и могут уменьшить цитокиновый шторм, однако против коронавируса их приходится назначать постоянно или, по крайней мере, чаще, что приводит к нецелевым и побочным эффектам. Физетин же, полезный даже в маленьких дозировках, может действительно улучшить продолжительность здоровья и снизить заболеваемость вирусными инфекциями. Особенно у пожилых пациентов с сопутствующими заболеваниями и одновременным приёмом нескольких лекарств.